Поиск по сайту
Предрассвет
Предрассвет

Ошо — Искателям духовной истины. Часть 2


Ошо. Искателям духовной истины. Часть 2.Книга «Утренние и вечерние медитации» является сборником избранных фрагментов бесед Учителя с его учениками и другими искателями духовной истины. Читатель найдет здесь откровения Ошо о любви, Божественном, природе блаженства и медитации.

Чтение Ошо может изменить твою жизнь. Он встряхивает тебя и заставляет проснуться.

*** Часть 2 ***

  • Наши внутренние глаза засыпаны пылью. 
  • *
  • Люди живут с мыслью, что им нужно достичь того или этого, они думают, что им нужно стать этим, что им нужно стать тем. Всё это создаёт напряжённость, а напряжённость — причина всех несчастий. Из-за своей напряжённости люди не могут расслабиться, не могут предаться отдыху — они крутятся и вертятся даже во время сна. Даже в выходные дни люди мучаются из-за всякой ерунды. Этот странный мир... здесь люди всё время говорят о том, что надо научиться отдыхать, но то, что они делают, делает их самих всё более и более беспокойными. Люди мечтают уйти на пенсию и наконец отдохнуть. Но к пенсии в них накапливается столько беспокойства, что они уже не знают, как использовать свободное время. В будущем медитация будет приобретать всё большее значение. В прошлом она значила меньше, чем будет значить в будущем.
  • *
  • Блаженство вовсе не в будущем — оно уже случилось, мы просто утратили с ним связь. Блаженство всё ещё здесь, как если бы оно было подводным течением. Ты просто забыл, где его искать. Ты просто отключился от блаженства. Я нахожусь здесь, чтобы помочь тебе вновь подключиться к подводному течению радости, блаженства, покоя, любви и гармонии. Медитация — это всего лишь способ восстановить связь с бытиём, она даёт тебе осознание твоей собственной природы.
  • *
  • Общество навязывает нам неестественные вещи. Оно называет это культурой, цивилизацией, образованием, даёт этому красивые имена, однако, на самом деле, оно делает тебя неестественным. Общество учит тебя подавлять свою природу. Все мои усилия направлены на то, чтобы вы стали естественными, ибо лишь через естественность можно прийти к Богу. Чем более неестественными вы становитесь, тем дальше вы от Бога. И запомните: вы будете нуждаться в образовании, культуре и цивилизации. Но не отождествляйте себя со всем этим. Всё это — игры. Вы должны будете играть в них, потому что живёте в обществе, где люди живут играми, но помните: игры — не реальность, они — игры. Следите за тем, чтобы не отождествить себя с играми, ведь они не могут быть естественными.
  • *
  • Жизнь — дар, рождение — дар, любовь — дар, смерть — дар. Если ты знаешь, как нужно ценить, тогда всё для тебя — дар, если ты не знаешь, как нужно ценить, тогда всё для тебя — повод для жалоб на жизнь. Есть два типа людей: одни способны ценить дарованную нам красоту, другие не имеют никакого представления о благодарности. Последние всегда всё проклинают, вечно на всё жалуются и постоянно просят всё большего. Лишь люди первого типа могут стать религиозными. Люди второго типа никогда не станут религиозными. Люди второго типа обязательно, рано или поздно, придут к отрицанию Бога, ибо Бог не удовлетворил всех их желаний. Поэтому они в конце концов начинают воспринимать Бога как врага. Именно такие люди придумали поговорку: "Человек предполагает, а Бог располагает". Эта поговорка сочинена нерелигиозными людьми. Такие люди вечно впадают в отчаяние; что бы с ними ни происходило, всё будет не так. Нет ничего, что удовлетворяло бы их, соответствовало бы их требованиям, выглядело бы так, как им хочется. Такие люди живут страдая, ибо они всегда недовольны, вечно чувствуют себя обделёнными. Как могут они испытывать благодарность? Но ведь без благодарности нет молитвы, а без молитвы нет религиозности.
  • *
  • Обычное существование — ещё не жизнь. Когда люди лишь существуют, значит, они не живут, а пытаются выжить. Для выживания достаточно хлеба с маслом и крова над головой — в нём нет величия, нет великолепия. Твоё внутреннее небо остаётся тёмным. Когда звёзды не загораются в небе, наступает безлунная ночь. Ты должен взбунтоваться — взбунтоваться против глупостей, которым тебя обучали в школе и университете, — против всего того, что тебе навязали священники и политиканы. Ты должен взбунтоваться против всего и против всех. Это — их заговор, корни которого уходят глубоко в прошлое. Взбунтоваться — значит забыть о прошлом и жить в настоящем; отбросить все традиции, ум и знания; жить как ребёнок, жить так, как будто бы ты первый человек... Отбрось прошлое, как будто бы его никогда не было, начни всё с начала, начни с поиска. У тебя будет прекрасная жизнь, полная приключений. В этой жизни ты познаешь экстаз.
  • *
  • Будь безмолвен. Проводи всё больше времени в безмолвии — не только в безмолвии тела. Безмолвие тела полезно — оно создаёт нужную ситуацию. Но это — лишь начало, это никак не конец. Главное, чтобы ум замолчал, чтобы он прекратил свою нескончаемую болтовню. Можно заставить ум замолчать, просто мы никогда прежде не пробовали это сделать. Процесс очень прост: оставайся внутри себя и наблюдай. Пусть ум прибегает ко всевозможным трюкам, наблюдай за ним и не суди его. Не говори ни "хорошо", ни "плохо". Будь полностью безразличным, отстранённым. Постепенно ты обретёшь способность оставаться безразличным и отстранённым. Пусть ум использует все свои старые трюки, вскоре ему станет неловко за себя — ведь ты остаёшься безразличным к его выходкам. Если ты, так или иначе, станешь отвечать на выходки ума, он почувствует себя хозяином положения, ведь он добился своего, он достал тебя! Так что не противься уму, не борись с ним, не поддавайся на его уловки, не становись жертвой его трюкачества. Оставайся отстранённым. Твой ум ещё не раз втянет тебя в свои игры. И всё-таки каждый раз, поняв, что ты поддался ему, вытягивай себя обратно и продолжай созерцать. Когда возникает мысль, наблюдай, как она проплывает перед тобой. Затем она исчезает. Отметь эту мысль, не думая, хороша она или плоха, должна ли она была проявиться или же нет. Обходись без всякой моральной оценки — пусть будет лишь холодный, научный подход. Внезапно, в один прекрасный день, на тебя низойдёт такое безмолвие, какого ты никогда прежде не знал. Это безмолвие уже не оставит тебя, оно станет твоей душой. Это — освобождение.
  • *
  • Не отделяй себя ни от чего: видишь розу — будь розой, видишь закат — исчезни в закате. Не будь безучастным, холодным, не оставайся зрителем — стань участником. Глядя на звёздное небо, ты оказываешься его частью — его маленькой звездой. Прими же участие в танце! Как по мне, это и есть религия — растворение себя в целом. Так же как река исчезает в океане, ты исчезаешь в Боге.
  • *
  • Становись всё безмолвнее и безмолвнее. Как только появляется такая возможность, сиди, безмолвствуя, и ничего не делай, даже не медитируй. Просто сиди безмолвно — без причины, без цели. Постепенно безмолвие углубится, оно станет всепоглощающим переживанием. Безмолвие пропитает тебя насквозь. Тогда ты познаешь себя и познаешь жизнь. Познав безмолвие, ты становишься Богом.
  • *
  • Те, кто говорят, что они не верят в Бога, тоже принадлежат Богу. Те, кто повернулся к Богу спиной, тоже принадлежат Богу; они — спасённые. Эта вселенная уже есть, мы просто о ней забыли. Мы не должны ничего делать; мы всего лишь забыли что мы уже здесь — где нам хотелось бы быть. Мы забыли, что мы такие, какими хотим быть, что мы такие, какими мы видим себя в мечтах, и иными мы никогда не были... Но мы впали в глубокий, глубокий сон. Задача учителя — напомнить вам об этом, а не спасти вас.
  • *
  • Откажись от пределов, стань безграничным. Думай о себе с точки зрения бесконечности, вечности. Что-либо меньшее, чем бесконечность, никогда никого не удовлетворяло и никогда никого не может удовлетворить. Мы — не тело. Границы тела должны быть забыты. Мы отождествляем себя со своим телом, мы думаем, что мы — тело. Это первая ложь, от которой нужно отказаться. И эта ложь порождает множество иной лжи. Если ты отождествляешь себя с телом, ты будешь бояться старости, болезней, смерти. Все эти страхи происходят от отождествления себя с телом. Думай о себе как о чистом сознании. Ты — не тело, ты тот, кто осознаёт своё тело. И ты — не ум. Начни с тела — с грубой материей работать легче всего. Затем переходи к более тонким вещам — осознай свой ум как нечто отдельное от тебя. Как только ты начнёшь осознавать, что ты не тело и не ум, ты ощутишь беспредельную свободу. Все преграды исчезнут, все стены пропадут — перед тобой откроется бесконечный простор. Но остаётся ещё один, самый тонкий барьер — чувства. Этот барьер тоже нужно разрушить. Вначале — тело, затем — ум, и уж потом — сердце. Быть свободным от сердца — значит быть просветлённым. Как только ты приходишь к осознанию того, что ты — не тело, ты — не ум и ты — не сердце, ты можешь осознать, кто ты на самом деле. Это и есть бытиё, это и есть жизнь. Здесь раскрываются все тайны.
  • *
  • Все мы здесь чужаки. Здесь не наш дом, наш дом в другом месте. Мы – на чужбине. Жить снаружи – значит быть бездомным, вернуться вовнутрь – значит прийти домой. Ты должен сделать всё возможное, чтобы вернуться в свой дом. Ради этого можно свернуть горы, поставить на карту всё, ибо нет ничего более ценного, чем возвращение домой. Ради этого ты должен пожертвовать всем остальным: всё остальное – пустяки.
  • *
  • Бог — это не вера, Бог — это взгляд на мир. Верить в Бога бессмысленно. Это всё равно что слепому верить в свет, а глухому верить в музыку. Слепой и глухой не способны понять то, во что они верят, они даже не могут вообразить этого. Их вера — обман, но ещё важнее другое: они обманывают самих себя. Бог должен стать личным опытом, поэтому мои усилия направлены не на то, чтобы посвятить вас в доктрину, а на то, чтобы разбудить вас. Я хочу сделать так, чтобы вы смогли открыть глаза и увидеть всё сами.
  • *
  • Эго — наш ад. По иронии судьбы, мы сами создаём себе ад. Мы сами создаём своё эго, и сами страдаем от него. Но мы можем прекратить создавать эго и прекратить страдать. Когда нет эго, нет и страданий. Тогда ты обретаешь блаженство. Блаженство — наша естественная природа, страдание — искусственно созданное явление, случайность. Блаженство не может быть искусственным, оно и сейчас есть в тебе, оно где-то глубоко в тебе, глубже твоих страданий. Тебе не нужно создавать блаженство, оно и так уже есть — тебе достаточно не создавать страданий. Секрет страданий в формуле эго. Не считай себя ни выше, ни ниже других людей, потому что и то, и другое — позиции эго. Не считай, что ты какой-то особенный, и не считай, что ты вообще никто, потому что и то, и другое — тоже позиции эго. Попытайся осознать всю изворотливость эго, ведь оно может притвориться очень скромным, может заявить: "Я — очень скромный, нет никого скромнее меня".
  • *
  • Я даю тебе абсолютно новое в́идение религии. Это в́идение основано не на страхе, оно коренится в бесстрашии. Я не навязываю никакой догмы, никакой системы взглядов, никакой философии. Я просто обучаю тебя искусству погружения в себя и духовного пробуждения. Никто ничего не сделает за тебя — тебе придётся всё делать самому. Учитель может лишь указать путь; идти этим путём придётся тебе. Слабое брожение в сознании говорит о том, что процесс запущен. Затем процесс развивается сам по себе. Первый шаг — самый трудный. Семя, упавшее на землю, готовится умереть — для него это очень трудный шаг. Но когда шаг сделан и семя умерло, из него пробивается росток. Вначале появляется лишь два листочка, но затем вырастает огромное дерево с густой листвой, множеством ветвей и миллионом цветов...
  • *
  • Человек слишком много воюет. Он сражается с другими людьми и ведёт внутреннюю войну с самим собой; кажется, он не знает иного способа существования, кроме войны. Во имя политики человек сражается с другими людьми, во имя религии он сражается с самим собой. Тем самым мы умножаем несчастья. Война не может принести мир. Ты должен разбить старые стереотипы постоянных военных действий. Моя позиция — позиция непротивления, позиция не войны. Никакая война не нужна, ведь это наше бытие и мы его часть. Бытие не враждебно нам, оно не против нас, оно не собирается нас уничтожать. Оно породило и вскормило нас, оно относится к нам по-дружески, по-матерински. Твоё тело — твой друг, твой ум — тоже твой друг. Ты должен лишь научиться пользоваться ими. Пусть это станет твоей основой: быть другом бытию — вокруг и внутри, быть другом каждому, быть другом самому себе... хоть это и труднее всего... Люди не любят себя. Любовь к себе трудна. Полюбить врага легче, чем полюбить себя. Ты знаешь себя слишком хорошо, чтобы хорошо к себе относиться. Но тот, кто сумел себя полюбить, любит всех. Возлюби себя, и ты возлюбишь своих врагов. Полюби себя, и ты исполнишь главную заповедь любви. Тогда в твоей любви появится покой, а покой — это та дверь, через которую мы получаем послания от Бога.
  • *
  • Любовь — вот моё послание. Полюби себя — это начало, затем полюби своих близких, затем полюби весь мир, а затем — всю вселенную; лишь тогда ты сможешь полюбить Бога. Путешествие начинается с себя и оканчивается Богом. У реки — два берега. Ты — один берег, Бог — другой берег, а любовь — это мост. Мост переброшен через реку, но люди боятся любви — вот почему они всё время молятся. Люди не могут понять, что молитва — это невежество. Молитва не может быть правдой, если она не исполнена любви. Им недостаёт любви, но они продолжают посещать храмы и церкви — какой абсурд! Тот, кто не живёт в любви, не вправе входить в храм. Тому, кто живёт в любви, входить в храм не обязательно — он уже в храме. Запомни это простое послание и живи согласно с ним — ведь это не доктрина, в которую нужно верить, — это жизнь, которой нужно жить. Цвети в любви, испускай аромат любви — это и есть молитва. Лишь аромат любви достигает Бога — ничто другое на это не способно.
  • *
  • Мы обладаем достаточным потенциалом, чтобы полностью пробудиться. Но мы не реализуем свой потенциал. И несём за это ответственность. У нас есть зерно, есть почва, есть климат — всё, что требуется. И всё же ты не бросаешь зерно в землю. У тебя есть зерно, но ты держишь его в железном сейфе, за закрытой дверью. Пока твой потенциал — всего лишь потенциал, твоя жизнь остаётся всего лишь возможностью, которой ты не воспользовался. Вот почему миллионы людей страдают. В мире есть лишь одно известное мне страдание: быть не тем, кем ты можешь быть. Это единственное настоящее страдание, всё остальное несущественно. Истинное страдание — всё время упускать возможность воплотить свой потенциал в жизнь.
  • *
  • В тот миг, когда ты познаёшь себя, ты становишься императором. До этого момента ты — нищий. Самопознание позволяет тебе узнать о собственном царстве. Это царство не снаружи. Все царства, которые находятся снаружи, — ложь, они — з́амки на песке или карточные домики; в любой момент они могут исчезнуть. Лёгкий ветерок может разрушить их. Но есть иное царство — царство внутри. И это — истинное царство, истинное сокровище. Знать о нём — значит владеть им. Само знание и есть владение. Это царство — наше, мы просто забыли о нём. Оно не утрачено — просто забыто. В тот миг, когда ты вспоминаешь, узнаёшь собственную природу, в тебе не остаётся никаких желаний — ведь они уже исполнились. Всё, чего ты когда-либо хотел, — уже здесь. Бог дал тебе это в самом начале. Бог не создаёт нищих, Он создаёт императоров.
  • *
  • Начни сейчас: уделяй всё больше и больше времени внутреннему. Освобождай для внутреннего всё больше и больше пространства. Ты должен лишь вспомнить... Твоё сознание должно быть направлено в нужную сторону. И тогда ты увидишь — ты увидишь величайшее явление, ты увидишь само бытие в его исконной красоте, в его подлинном великолепии.
  • *
  • Медитация есть состояние не-ума; она ни в центре ума, ни на его периферии. Она просто вне ума — наблюдает за умом со стороны. Кстати, таково точное значение слова "экстаз" — находиться вне. Находиться вне ума — значит пребывать в экстазе. Это и есть медитация: быть созерцателем ума; не быть участником ума, не отождествлять себя с ним. Как если бы ты наблюдал за дорогой, безмолвно сидя под деревом — кто бы ни прошёл мимо, какая разница? Ты просто сидишь и спокойно наблюдаешь за всем, что происходит, — без симпатии и антипатии, без предвзятости, без суждений. Как только ты научился созерцать свой ум, ничего не осуждая, ничего не оценивая, не говоря "это — хорошо" и "это — плохо", как только ты научился созерцать в глубоком безмолвии — ты в медитации. Во время медитации происходит чудо. Постепенно внешний мир уходит всё дальше и дальше, постепенно ты перестаёшь слышать звуки, доносящиеся издалека. И вдруг это происходит: больше нет ума. Ум заглох, ум испарился. И когда ума уже нет, когда ты остаёшься без ума, рождается аромат. Ты пришёл домой. Ты осуществился. Тысячелепестковый лотос твоего существа раскрылся. Ты отдаёшь свой аромат бытию. Это — молитва. Это — единственный дар, который мы можем предложить бытию, и это — единственный дар, который бытие может принять от нас.
  • *
  • Человек рождается с маленьким огоньком Божественности внутри, но этот огонёк теряется во тьме. Поэтому, прежде чем ты сможешь прийти к себе, тебе предстоит пройти через джунгли тьмы. Это пугает многих. Многие пытаются пройти сквозь тьму, но отступают назад, ибо тьма пугает по-настоящему — тьма похожа на смерть. Христианские мистики дали этой тьме верное имя: тёмная ночь души. Ты должен пройти через тёмную ночь, иначе тебе никогда не увидеть рассвет. Тёмная ночь — чрево рассвета. Тут необходим учитель, он должен помочь тебе пройти через тьму. Как только ты увидел свет, тебе уже не нужна помощь. Ты благодарен учителю, но ты вернулся домой, твоё путешествие окончено.
  • *
  • При всякой возможности забывай о внешнем, ибо внешнее поверхностно. Как только ты углубишься во внутреннее, ты увидишь свет. Этот свет и есть наша жизнь. Из этого света сделаны мы, и из него сделана вся вселенная. Некогда свет называли Богом. Сейчас подобные определения опасны. Люди не любят слово "Бог", оно кажется им устаревшим. От него попахивает церквями, попами, и это не очень приятный запах. Вот почему я не говорю, что ты встретишься с Богом. И всё-таки, что поделать, ты действительно встретишься с Ним! Внутренний свет и есть Бог. Однако пока ты не узнаешь, что ты вечен, что тебя ничто не в силах убить, ты будешь оставаться на периферии.
  • *
  • Каждый человек, если он не полностью глухой, считает, что он способен слышать. Каждый человек, если он не полностью слепой, считает, что способен видеть. Но это не совсем так. Чтобы слышать, надо слушать с большой любовью и сочувствием. Ты можешь слушать, будучи враждебно настроенным, ты можешь слушать предвзято, ты можешь слушать, заранее зная то, что ты хочешь услышать, ты можешь слушать с обусловленным умом, — и всё это будет неправильно. И только любовь способна отбросить всё это в сторону. Любовь способна слушать в безмолвии. Тогда процесс просветления может быть "включён" чем угодно. Дождь падает на крышу... если услышать то, как идёт дождь, услышать без мыслей, без желаний, без интерпретаций, без стремления понять — этого достаточно. Ты осознаёшь: не дождь падает на крышу, а сам Бог. Ветер, шумящий в соснах, — не ветер, а Бог, шумящий соснами, вода бегущая... тогда всё, что ты слышишь... Речь не о том, что ты слушаешь, речь о том, как ты слушаешь. Слушай с любовью, и истина окажется рядом.
  • *
  • Как только ты придёшь к своему внутреннему свету, твоя жизнь станет бесконечным блаженством. И это будет не только твоё блаженство, оно окажется заразительным, оно будет влиять на окружающих тебя людей. Тот, кто особенно восприимчив, ощутит нечто при приближении к тебе. Сердца людей зазвучат в ответ, колокола зазвучат в их сердцах... возникнет резонанс. Один-единственный человек, пребывающий в блаженстве, может преобразить тысячи людей. Этого достаточно — каждый из этих людей воспламенит тысячи других.

по материалам из книги: Ошо (Бхагаван Шри  Раджниш) - "Утренние и вечерние медитации".

Один комментарий на “Ошо — Искателям духовной истины. Часть 2”

Оставить комментарий

» Подписаться на комментарии к этой статье по RSS
Мы в соц. сетях
Узоры Жизни
Юлиана - Целитель
Место для рекламы
Партнёры сайта: