Поиск по сайту
Предрассвет
Предрассвет

Кармическая сущность энергетического обмена. Потребности и эмоции


Содержание:

Кармическая сущность энергетического обмена. Потребность и эмоции.Кармическая сущность энергетического обмена

Взаимодействие миров и сущностей в нашей Вселенной возможно за счет обмена основными элементами — веществом, энергией и информацией. Энергетический обмен (всех уровней) постоянно происходит между людьми и другими живыми сущностями, принимая неисчислимое множество форм. Здесь присутствие Высшего начала и его воздействие обнаруживается уже на уровне вещества, но на уровне информационном и энергетическом это влияние особенно сильно. Существует и обратный процесс: низшие отдают высшим свою часть информации — в виде устойчивых творческих мыслеформ. Все это часть одного великого процесса — нескончаемого и очистительного круговорота кармы.

Главная причина неадекватного энергетического обмена между людьми самоочевидна. Это слишком большой разрыв в уровнях сознания, когда один человек не обладает необходимым запасом психической энергии и знаний для того, чтобы контакт с другим человеком был равноправным и взаимообогащаюшим. Понятно, что в таком случае один из участников общения вынужден давать другому значительно больше, нежели получает сам. Из этого становится понятен и основной закон общения между людьми: нужно или общаться с равным собеседником, или быть готовым к самоотдаче, когда собеседник ниже по уровню.

Но эволюция есть незыблемый закон не только человеческого бытия, но и всей природы, необъятного Космоса. Все живое находится в постоянном изменении за счет обмена энергией. Вместе с тем каждая живая форма испытывает на себе действие инерции, то есть одновременно стремится и к движению, и к покою. Активность и пассивность, воля и лень определенным образом сбалансированы и в природе, и человеке. Древнеиндийская философия отразила взаимоотношения этих трех сил (покой, движение и их баланс) в концепции трех гун — фундаментальных качеств, составляющих основу первоматерии. Первая гуна, или свойство, называемая тамас, выражает идею инертности, психологически проявляющуюся в человеке как лень, неподвижность, косность. Вторая гуна, или свойство, носящая имя раджас, олицетворяет собой идею активности, динамики, борьбы, психологически проявляющуюся в человеке как страстность, желание или воля. И, наконец, третья гуна — саттва, которая уравновешивает тамас и раджас с помощью мудрости и психологически проявляется в человеке как гармония и просветленность.

На ранних стадиях развития природы и человека явно преобладает гуна тамас — инертность, покой, неподвижность. Однако жизнь должна не стоять на месте, а постепенно развиваться, видоизменяясь. Для этого необходимо ускорение движения, что в свою очередь требует большого включения гуны раджас. Данное свойство предполагает увеличение числа толчков и ударов, разрушающих застывший кристалл формы и пробуждающих глубинные процессы активности и движения внутри него, то есть в самом ядре живого существа. Данный закон работает на всех уровнях и этажах природного царства, включая и человеческое сообщество. Это касается и отдельного человека, и целых народов, и всего человечества. При этом неизбежны отрицательные воздействия и даже сильные удары со стороны внешней среды. Нужно отчетливо понимать роль таких явлений — через них человеку возвращается накопленная им негативная карма.

Укрепляя дух, ведя чистую правильную жизнь или, напротив, совершая определенное количество ошибок, человек может осознать пагубность чрезмерных страстей и несоразмерных желаний и приходит к мудрости.

Однако несомненным представляется тот факт, что желания и страсти суть гипертрофированные потребности, а потребности свойственны каждому человеку. Поэтому далее предлагается в самых общих чертах ознакомиться с тем, каковы современные взгляды психологии на природу потребностей, их взаимосвязь с эмоциями, а также способах контроля над тем и другим.

Потребности

Прежде всего, рассмотрим вопрос о том, что представляют, собой наши желания, а также то, в каком плане они отражают определенные потребности. Когда мы более четко видим процесс рождения желания из потребности, нам легче выделить главное, отсеивая второстепенное, а это важно. Ведь имеет место такая смежная проблема, как множественность желаний. Попробуйте припомнить, какие желания были у вас в течение дня сегодня, вчера, в течение последней недели, месяца. Есть ли среди них устойчивые и повторяющиеся пожелания? Думается, если вы сделаете это, отпадет и сама необходимость детально пояснять сущность названной выше проблемы. Потребности человека есть первичный источник его желаний. Чтобы определиться с желаемым, важно дать ему верную оценку. Это важно в том плане, что все, связанное с нашими желаниями, в значительной степени определяется тем, насколько они совпадают с вселенскими законами бытия и не противоречат им. Кроме того, имеет значение уровень стремлений личности: оптимальным является наиболее высокий, когда эти стремления не направлены на что- то злое или низкое, но сосредоточены на высших ценностях. Это не значит, что однозначно плохо желать чего-либо материального, но вводит материальные потребности в необходимые осознаваемые рамки. Иными словами, у каждого человека есть приоритеты; они могут быть многообразны и различны — и очень важно правильно расставить акценты в собственной системе приоритетов.

Признание потребностей исходной причиной человеческих поступков может стать началом объяснения целенаправленного поведения людей, однако люди в большинстве своем привыкли объяснять любое действие из мышления скорее, нежели из потребностей. Вопрос о том, в какой мере люди осознают движущие ими потребности, является очень важным в плане любой духовной практики и потому заслуживает отдельного рассмотрения. Признать, что потребность есть специфическая сила, двигающая поведением человека, во многом определяющая его деятельность и поступки, вовсе не означает принять позицию материализма. В самом деле, не вызывает сомнения факт, что люди удовлетворяют свои потребности, взаимодействуя с окружающей их природой и социальной средой, в которой крайне важное место занимает общечеловеческая культура. При этом одним из непременных условий удовлетворения потребностей является обладание соответствующими средствами, способами, знаниями и умениями. Отчасти они являются врожденными (способности), но главным образом приобретаются в процессе индивидуального развития и постижения опыта предшествующих поколений. К таковому можно отнести и любую систему духовной практики. Научная психология, признавая важность человеческих потребностей, не располагает их достаточно стройной и единой классификацией, так как отсутствует четко сформулированный принцип построения таковой. Практически каждый автор называет свое число потребностей: американский психолог А. Маслоу — 15, его соотечественник Мак-Дугалл — 18, французы Меррей и Пьерон — 20. Польский психолог Обуховский насчитал свыше 120 вариантов подобных классификаций. Но, если вдуматься, становится ясно: перечисление и классификация всех потребностей человека — занятие бесплодное, так как исходные, первичные потребности постоянно трансформируются во множество производных. При этом именно исходные потребности выделить достаточно легко: они обусловлены биологией вида.

Ниже мы определим базисные по своим характеристикам человеческие потребности самостоятельного происхождения (не производные от чего-либо).

  • Витальные, или биологические, потребности — в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешней среды, названы так потому, что призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Они порождают множество материальных потребностей (в одежде, жилище, технике, и т. п.).
  • Социальные потребности включают потребность принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное (не обязательно лидирующее) место, пользоваться привязанностью и вниманием других людей, быть объектом их уважения и любви. Многообразие социальных потребностей делится на две разновидности — «для себя» и «для других».
  • К идеальным потребностям относят познание окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и благодаря собственным открытиям и выводам. Познавая действительность, мы стремимся уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Постигая закономерности окружающего, каждый человек кладет эти законы в основу создаваемых им моделей мира.

Витальные и идеальные потребности можно также разделить на две группы: «сохранения» и «развития», или «нужды» и «роста». Потребности сохранения удовлетворяются в пределах нормы. Потребности развития превышают норму, поскольку человек отличается как безграничностью своих потребностей, так и постоянным их смысловым расширением по мере поступления все новой информации. Социальная потребность развития «для себя» проявляется стремлением улучшить свое собственное положение. Потребность развития «для других» требует совершенствования самих норм либо улучшения положения какой-либо социальной группы. В идеальных потребностях норма — это достигнутое к настоящему времени знание. Потребность же развития побуждает стремиться к непознанному, ранее никому не известному.

Индивидуальная внутренняя иерархия основных потребностей конкретного человека определяет его личность. Важнейшая из характеристик личности — это время, в течение которого данная потребности занимает доминирующее положение в иерархии мотивов. Доминирующие потребности характеризуют «сверхзадачи», стоящие в жизни данного человека, они и образуют в сумме ядро его личности.

Эмоции

Наиболее объективным показателем значимости потребностей могут служить не контролируемые сознанием и волей эмоции. Эмоцию можно определить как отражение в сознании человека какой-либо потребности вкупе с возможностью ее удовлетворения, то есть вероятностью достижения поставленной цели. Оценку такой вероятности человек производит на основе как врожденного, так и приобретенного индивидуального опыта. В процессе оценки осуществляется сопоставление информации о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения цели с той информацией, которая имеется на данный момент. При этом нужно учитывать, что прогноз вероятности может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне.

Понятно, что возрастание вероятности достижения цели по мере поступления новой информации вызывает у человека положительные эмоции, а снижение такой вероятности в сравнении с ранее имевшимся прогнозом ведет к появлению отрицательных эмоций. Человек активно стремится усилить, продлить, повторить испытанные им положительные эмоции, а отрицательные — ослабить, прервать, предотвратить. Таким образом, становится ясна мощная регуляторная функция, которую осуществляют эмоции в плане организации целенаправленного поведения человека. Но ведь эмоции возникают не только в процессе деятельности, но и до начала каких-либо действий: мы способны прогнозировать что угодно по аналогии с успехом или неуспехом тех действий, которые ранее осуществлялись в сходных ситуациях. Более того, нередко прогноз может строиться исходя из опыта других людей.

По отношению к эмоциям высшего (интеллектуального, эстетического, нравственного) порядка несомненна главенствующая роль информационного компонента. Этот компонент лишь частично совпадает с содержанием того сообщения, которое несет в себе произведение искусства, выступление политического деятеля или новая система взглядов. Ведь данная информация извлекается конкретным человеком, обладающим данным запасом сведений, и применительно к потребностям, важнейшим именно для него. Вот почему одни и те же вводные могут вызвать весьма различные переживания у разных людей. Кроме того, чем непривычнее действие, чем больше его новизна, тем больше шансов, что субъективно прогнозируемая человеком вероятность достижения цели не совпадет с объективной возможностью ее достижения, с реальным успехом или неуспехом предпринятых действий. Отсюда возникает особенно высокая степень эмоциональности при решении творческих, в том числе направленных на собственное развитие, задач. Регуляторная функция эмоций очень важна для правильного понимания методик, предлагаемых сторонниками позитивного мышления, важная роль которого уже была описана выше. Понятно, что контроль над эмоциями необходим; при этом также ясно, что эмоции, как и желания, становится гораздо легче подчинить сознанию и воле в том случае, когда причины и механизм их возникновения, а также функция, на них возложенная, понятны самому человеку.

Итак, не вызывает сомнения, что с негативными эмоциями следует бороться, так как они несут в себе заряд негативной энергии. 

по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству".

Оставить комментарий

» Подписаться на комментарии к этой статье по RSS
Мы в соц. сетях
Узоры Жизни
Юлиана - Целитель
Место для рекламы
Партнёры сайта: